С 1 ноября вступил в силу закон об устойчивом Рунете
Полгода назад президент РФ подписал Федеральный закон № 90-ФЗ от 01.05.2019 года, именуемый в средствах массовой информации «законом о суверенном Интернете». Как следует из пояснительной записки, законопроект разрабатывался «с учетом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года Стратегии национальной кибербезопасности США».
С 1 ноября вступили все положения закона №90-ФЗ, за исключением двух подпунктов, один из которых касается применения при взаимодействии в электронной форме с гражданами и юридическими лицами, государственными органами, органами местного самоуправления и государственными предприятиями национальных стандартов в области криптографической защиты (например, ГОСТ 34.10-2018 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи», который был введен в действие 1 июня 2019 года).
Второй отложенный до 2021 года подпункт касается использования национальной системы доменных имен операторами связи и иными владельцами технологический сетей связи.
Федеральный закон № 90-ФЗ
Изложенный на 29 страницах Закон открывает Роскомнадзору доступ к трафику, проходящему между провайдером и клиентом, а также дает возможность блокировки сайтов без предупреждения; еще раз подчеркивает необходимость использовать отечественные решения и продукты в работе госорганов и при госзаказах; позволяет обеспечить информационную безопасность российского интернета в критической ситуации с помощью создания резервной инфраструктуры.
Как сказано выше, Закон предполагает установку на сетях связи новых технических средств, которые смогут блокировать неугодную информацию запретом пропуска проходящего через них трафика. Таким образом, россиян планируют оградить от запрещенной информации.
Но по пути Китая Россия не пойдет — аналог «Золотого щита», огораживающего Рунет от остальной части глобальной паутины, опущен не будет. Это не выгодно как для пользователей, так и для экономики нашей стран, — считают опрошенные эксперты.
Таким образом для рядовых пользователей в краткосрочной перспективе ситуация не должна измениться — повышения цен на услуги провайдеров не ожидается, а все разрешенные на территории РФ социальные сети, ресурсы и мессенджеры останутся в доступе.
Самые большие риски инициатива несет для российских и иностранных компаний, использующих зарубежные сервисы и приложения в критичных бизнес-процессах. Им необходимо переориентироваться на российские нормы права, адаптироваться, поменять механику работы и инфраструктуру в соответствии законотворческими инициативами.
Поскольку перемены произойдут не в один момент, процесс будет эволюционный: одни сервисы будут вырываться вперед по определенным критериям (скорость, надежность), а другие будут по ним проигрывать и постепенно отмирать. Преимущество будет формироваться за российскими и международными компаниями, которые готовы полностью соответствовать законодательству РФ и полноценно присутствовать на территории России. Предполагается, что инициатива еще раз подтолкнет отечественные компании к созданию собственных разработок и совершенствованию существующих.
Чего можно не опасаться?
Опасаться отключения международного сегмента Интернета 1 ноября безусловно не стоит. Да, Конечной целью закона стоит создание Рунета, способного функционировать самостоятельно и независимо от зарубежных серверов. Однако, нет оснований предполагать, что это делается для того, чтобы намеренно изолировать Россию от мирового Интернета и замкнуть ее на внутренней Сети. Несмотря на то, что благодаря этому Закону такая техническая возможность может появиться, вряд ли ей кто-то решит воспользоваться без крайней необходимости.
Ограничить доступ информации возможно и более простыми способами. А вот в случае, если у государства нет технической возможности самостоятельно обеспечить работу Интернета внутри страны, то при отключении от зарубежных серверов, не смогут функционировать все банки в стране, будет полностью парализована работа большинства организаций. И обезопаситься от такого случая более простыми способами уже нельзя.
Чего на самом деле стоило бы опасаться?
Несмотря на риторику об обеспечении устойчивой работы российского интернета в случае атак извне, абсолютно понятно, что смысл предписываемых мероприятий противоположный — возможность отключить российский сегмент от глобального интернета по желанию властей РФ. Тратить столько средств и сил на реализацию неоднозначно воспринятого гражданами Закона ради того, чтобы обеспечить население только идеологически-правильной, отечественной информацией, экономически не выгодно.
Российский трафик и так преимущественно идет через развитую систему точек обмена трафиком внутри страны и не завязан на зарубежную инфраструктуру, поэтому принципиальных изменений в работе интернет-провайдеров и интернет-сервисов скорее всего не произойдет. Однако, реализация закона потребует существенных дополнительных затрат и может приводить к нестабильности работы в случае попыток «ручного управления» маршрутизацией и другими сервисами. Если расходы по модернизации инфраструктуры, даже частично, будут возложены на бизнес, это безусловно приведет к росту стоимости услуг для потребителей.
Возможно стоит ожидать постепенного усиления цензуры в Сети и более тщательной фильтрации распространяемой информации.
Также после вступления Закона в силу, может начаться постепенное формирование государственной монополии на Рунет. Следствием может появиться вероятность запуска процесса изоляции внутреннего Интернета, аналогичной тому, что осуществляется в Китае.
Но в обозримом же будущем таких перспектив не наблюдается.